«Мы связываем все-таки эту причину с экономикой, прежде всего, с уровнем доходов нашего населения, которые также за последние годы если не падают, то рост в принципе остановился. Здесь есть чёткая связь, мы видим показатели бедности, в числе бедных домохозяйств 79% – это домохозяйства с детьми, то есть наличие иждивенца автоматически приводит домохозяйство к бедности, поэтому меры нашего воздействия на увеличение рождаемости все-таки будут и остаются именно экономическими, экономическим стимулированием», – сказал Вовченко.
Вторая причина снижения уровня рождаемости – сокращение числа девушек фертильного возраста, к 2033 году их количество уменьшится на четверть, добавил первый замминистра.
В апреле в ходе выступления на заседании коллегии Минтруда России министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что снижение рождаемости в 2018 году составило 5,4%, темпы снижения рождаемости замедлились по сравнению с 2017 годом.
Он отметил, что в 2017 году снижение составило почти 200 тыс. Такие показатели Министерство связывает с запуском демографического пакета в 2018 году.
В апреле 2018 года заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Елена Гришина рассказывала, что чем больше детей в семье, тем выше риск лишений.
«Семьи с детьми — самая массовая группа бедных, сказала Гришина. — Они составляют более половины от общего количества семей, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Например, среди семей, которые не могут оплатить непредвиденные расходы, ничего не продавая и не занимая, доля имеющих на иждивении одного-двоих детей составляет 66 процентов. Но если детей трое и больше, этот риск увеличивается до 78 процентов».