Как сообщает «Коммерсантъ», старший лейтенант Сергей Елин награжден орденом Кутузова — наградой, которую до него получили всего несколько офицеров, а двое других — орденами Мужества.
Военнослужащие 200-й артиллерийской бригады (в/ч 48271) погибли 23 мая прошлого года. Через несколько дней в Читу из Сирии были доставлены четыре закрытых гроба. Минобороны сообщило, что российские военные советники героически пали при отражении ночного нападения боевиков на сирийскую артиллерийскую батарею в провинции Дейр-эз-Зор. В ходе боя были убиты 43 боевика.
Старший лейтенант Сергей Елин, командовавший советниками, в августе 2018 года был посмертно удостоен ордена Кутузова, а подчиненных Елина сержанта Игоря Михайлова и рядового Дмитрия Вершинина по представлению командования части посмертно наградили орденами Мужества. Семьи военнослужащих получили все необходимые в подобных случаях выплаты за исключением наградных.
В Читинском гарнизонном военном суде выяснилось, что командование войсковой части издало приказ об их единовременном поощрении в размере пяти окладов денежного содержания. Однако по результатам проведенной проверки приказа управления финансового обеспечения Миноборны по Забайкальскому краю было вынесено заключение о его несоответствии положениям законодательства. Отказы мотивировались тем, что премии за госнаграды могут получить только живые солдаты и офицеры.
Суд установил, что согласно указам президента, военнослужащие могут быть награждены орденами Кутузова и Мужества в том числе и посмертно. При этом им выплачивается единовременное поощрение исходя из размеров их окладов по воинской должности и званию. За членами семей военных, погибших или умерших в период прохождения ими службы, в течение года со дня происшедшего сохраняются права на социальные гарантии и компенсации. С другой стороны, согласно различным нормативным документам Минобороны, командиры частей должны согласовывать проекты своих приказов по выплатам с военными финансистами и не издавать их, не получив на это добро.
В итоге суд пришел к выводу, что эти отказные решения ФКУ «УФО МО по Забайкальскому краю» были ошибочными. Право на денежное поощрение у военнослужащих возникло уже с момента совершения подвига, за который они и должны быть награждены, решил суд. Смерть военнослужащих, по убеждению суда, не может служить дискриминирующим фактором, а сами решения должны быть не только законными, но и справедливыми. В результате суд признал доводы административных истцов обоснованными, а их нарушенные права подлежащими восстановлению, обязав военных финансистов выплатить им наградные, а заодно и возместить все судебные издержки.