Об этом в четверг пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо Генерального директора «Группы ГАЗ» Вадима Сорокина вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку.
По данным издания, без этих средств концерн, находящийся под санкциями США, видит риск дефолта и негативных социально-экономических последствий. В компании также отмечают, что из-за последствий санкций были вынуждены увеличить кредитный портфель в 2018 году на 20,7 млрд рублей, до 73,6 млрд рублей, а оборотный капитал – на 24,7 млрд рублей.
Компания также видит риски того, что во втором полугодии действие санкций приведет к снижению производства на 40%, что в совокупности с растущей нагрузкой на оборотный капитал лишит её возможности обслуживать кредитный портфель (700 млн рублей в месяц банковских процентов).
Как пишет газета, «Группа ГАЗ» хочет направить средства господдержки на субсидирование процентной ставки по кредитам, увеличив портфель таких субсидированных кредитов вдвое, до 66,6 млрд рублей, из-за невозможности обслуживать его в условиях санкций. Это потребует из бюджета 2,14 млрд рублей в 2019 году, еще 2,74 млрд рублей в 2020 году и 4,64 млрд рублей в 2021 году.
В аппарате Дмитрия Козака отметили, что с учетом социальной значимости предприятия такие обращения «тщательно рассматриваются», решений пока не принято.
Олег Дерипаска ранее заявил агентству Bloomberg о возможном банкротстве и национализации «Группы ГАЗ» из-за санкций США, которые должны вступить в силу в июле. Бизнесмен уверен, что в этом случае у компании нет шансов выжить, так как многие поставщики и партнеры уже прекратили работу с заводом из-за риска вторичных санкций.
16 апреля Олег Дерипаска привез представителей иностранных СМИ на ГАЗ и в разговоре с Financial Times подчеркнул, что «Кремль, как ястреб, смотрит сверху на то, как далеко эта машина уедет», – добавив, что не исключает национализацию группы. – Это прекрасная возможность для бюрократов получить побольше игрушек в России, где уже 70% экономики в руках государства».
Дерипаска, используя яркие заявления, пытается убедить западное сообщество, что в результате санкций государство получит актив, а «простые граждане» пострадают, считают источники «Коммерсанта» на рынке. 17 апреля на заявление бизнесмена ответил руководитель Минпромторг Денис Мантуров, подчеркнув, что вариант национализации пока не обсуждался.
Как отметила в разговоре с «Коммерсантом» вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева, в компании пока не видят, что у правительства есть понимание, «насколько тяжелые последствия для наших заводов и в целом отрасли несет санкционное положение ГАЗа». Ни по одному из запросов ГАЗа в этом году не была оказана антисанкционная поддержка, подчеркнула она.
Источник на рынке обращает внимание на то, что в 2018 г. ГАЗ стал мажоритарным получателем транша по закупкам школьных автобусов и машин скорой помощи, а также получил 2 млрд руб. авансовых платежей от Росгвардии за поставки машин. Сейчас, однако, говорит собеседник, в правительстве достаточно скептически относятся к концерну, полагая, что он «грамотно эксплуатирует свое положение», когда ограничительные меры США, фактически, еще не действуют.
Контрольный пакет акций «Группы ГАЗ» (65,56%) принадлежит холдингу «Русские машины» Дерипаски.