Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии академика РАН В.И. КАШИНА на Всероссийском совете работников агропромышленного комплекса
Уважаемые товарищи!
Земля, земельные ресурсы на протяжении всей истории человечества являются определяющими в жизнедеятельности народов. Плодородные земли, полноводные реки и другие природные богатства составили прочную основу становления и развития государства Российского, сохранения независимости и самобытности русского человека.
Наши предки всегда были хозяевами на своей земле, основным стремлением которых было сохранить землю-матушку, землю-кормилицу, передать потомкам её богатства как наивысшую ценность восполненными и приумноженными.
Наши отцы и деды, воплощая в жизнь сталинский план преобразования природы, осваивая целинные и залежные земли, развивая науку, машиностроение, добились беспрецедентных успехов, став по праву достойнейшими продолжателями исконных традиций. Их трудом была создана прочная основа продовольственной безопасности великой державы.
Но времена изменились. Ровно 25 лет назад во главу угла были насильственно поставлены частные интересы горстки эксплуататоров. Навязывая хищнические подходы к освоению ресурсов, вопреки законам природы, олигархический класс вынудил страну, руками её же граждан, истощать и загрязнять почву, застраивать сельскохозяйственные земли.Человек труда, крестьянин стал заложником чужих алчных интересов — в угоду зарубежным экономикам подорвать продовольственную безопасность России.
Продолжается падение поголовья крупного рогатого скота. Производство мяса и молока, добыча биоресурсов снизились в разы. Недостаточно для удовлетворения спроса населения выращивается ягод, фруктов, овощей и картофеля. Условия для ускоренных темпов развития сельского хозяйства не создаются. Нет доступных кредитов. Низка энерговооружённость отрасли. Отсутствует система первичного семеноводства и питомниководства, выращивания племенного молодняка. Наконец, не решаются социальные и кадровые проблемы.
К чему всё это привело, хорошо знает и ощущает на себе каждый россиянин.
Сегодня мы производим менее 105 млн. тонн зерна, 30,8 млн. тонн молока, мяса говядины (в убойном весе) — 1,6 млн. тонн, водных биоресурсов добывается около 4 млн. тонн. При этом цены на продукты питания, большая часть которых завозится из-за рубежа, только за последний год выросли в среднем на 40%, а по таким позициям, как рис, сахар, гречка, — в разы больше. Мясо среднего качества уже стоит дороже 350—400 рублей за килограмм, не говоря уж о других продуктах.
Этому пора положить конец! Разрушительная земельная и аграрная политика должна быть решительно изменена в соответствии с принципами устойчивого развития, поставлена на рельсы рационального неистощительного природопользования. Крестьянин должен вновь стать хозяином на своей земле. Это является нашей важнейшей целью!
Чтобы достичь этой цели, нами ставятся задачи, последовательное решение которых определит эффективность всей работы. В связи этим, уважаемые товарищи, Всероссийский совет работников агропромышленного комплекса, собравший в одном зале лучшие умы сельскохозяйственной науки, выдающихся аграриев-практиков, тружеников образцовых предприятий, действительных патриотов своей страны, станет одним из ключевых событий, вехой на пути возрождения села, укрепления продовольственной безопасности России, определит приоритеты в работе Правительства народного доверия.
И эти задачи, следуя духу утверждённой съездом КПРФ 25 июня Программы возрождения России, могут быть поставлены также десятью пунктами: своеобразными «шагами», комплексно раскрывающими систему приоритетных мер и решений.
Первым шагом, основываясь на бюджете развития, необходимо обеспечить АПК достойным финансированием, налоговыми преференциями и льготами.
За последние 25 лет уровень государственных расходов на сельское хозяйство сократился в 10 раз — до 1,48% расходов федерального бюджета, запланированных на 2016 год. Одновременно объём инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий сократился в 5 раз. Складывается устойчивое ощущение того, что сельское хозяйство у нас финансируется по остаточному принципу. Тут возникает вопрос: будут ли достигнуты важнейшие целевые индикаторы развития АПК при таком уровне финансирования? Ответ однозначный: НЕТ! Когда мы говорим о действительно эффективном развитии отрасли, то мы подразумеваем объёмы финансирования не ниже 1 трлн. рублей с перспективой дальнейшего поэтапного увеличения до 10% расходной части бюджета.
И это не из ряда вон выходящая цифра — достаточно взглянуть на уровень финансирования сельского хозяйства в таких странах, как Швеция (посевных площадей значительно меньше, выделяет 6 млрд. долларов), Япония (выделяет 64 млрд. долларов), а также Китай и Евросоюз (при сопоставимых площадях посевов выделяют 147 и 108 млрд. долларов соответственно). Правительству уже давно пора понять, что сельское хозяйство — не «чёрная дыра». Каждый рубль, вложенный в село сегодня, уже завтра многократно оправдает себя. Каждое новое рабочее место на селе — это минимум шесть рабочих мест в городе.
Сегодня же наш агропромышленный комплекс из-за нехватки капитала, низкой доходности предприятий, высокой закредитованности отрасли (более 1,8 трлн. рублей) и низкой инвестиционной привлекательности не в состоянии эффективно развиваться.
КПРФ предлагает коренным образом изменить денежно-кредитную политику: от стерилизации денежной массы перейти к максимальному инвестированию экономики.
Сформировав бюджет развития в размере 21 трлн. рублей, мы сможем направить на финансирование АПК до 10% расходной части федерального бюджета. Реструктуризировав долги, удастся ликвидировать закредитованность сельского хозяйства.
Своей политической волей КПРФ создаст все необходимые условия для обеспечения АПК инвестиционными кредитами, предоставит государственную поддержку непосредственно товаропроизводителю без посредников, отменит уплату налога на имущество и земельный налог с их кадастровой стоимости, освободит от налогов на первые 3—5 лет вновь создаваемые сельхозпредприятия в регионах с неразвитым сельским хозяйством. И это лишь небольшая толика из целого комплекса задач, которые мы ставим в части развития экономики отрасли.
Второй шаг — укрепление материально-технической базы.
Уважаемые товарищи, вы все прекрасно помните, каким совсем недавно было состояние материально-технической базы в сельском хозяйстве. Ещё 25 лет назад на наших полях работали более 1,3 млн. тракторов, 450 тыс. комбайнов, более 134 тыс. машин для внесения удобрений. Сегодня же сельскохозяйственными предприятиями эксплуатируется не более 240 тыс. тракторов, менее 80 тыс. комбайнов, 8 тыс. машин для внесения удобрений. Аналогично дела обстоят по абсолютному большинству наименований сельскохозяйственной техники: культиваторам, сеялкам, косилкам и т.д.
Нехваткой техники определён её повышенный износ. При нормативной нагрузке 73 га на 1 трактор и 244 га на 1 зерноуборочный комбайн реальная нагрузка в разы больше: более 300 га на трактор и 422 га на комбайн. В США, к примеру, на 1 трактор приходится 37 га пашни, в Англии — 13, во Франции — 16, в Германии — 11. При этом в 2014 году нашими аграриями было приобретено немногим более 8 тыс. тракторов и 4 тыс. комбайнов. Износ парка уже превысил 80%.
Без укрепления материально-технической базы АПК немыслимо решение проблемы продовольственной безопасности страны. В связи с этим КПРФ ставит задачей восстановить отечественное сельхозмашиностроение (не менее 150 тысяч тракторов и комбайнов в год), что позволит за 10 лет довести обеспеченность АПК тракторами и комбайнами до 1 млн. единиц.
Кроме того, необходимо разрешить списывать на затраты суммы расходов на приобретение отечественных сельхозмашин и оборудования, вернуть амортизационные отчисления на основные фонды на уровне 8—10% в год от стоимости основных фондов, а также ввести систему стимулирования внедрения в сельском хозяйстве высокоэффективных и энергосберегающих технологий.
Третий шаг — решить проблему кадрового обеспечения АПК.
Сельское хозяйство сегодня испытывает острую нехватку квалифицированных кадров: не хватает механизаторов, доярок. В конце 1980-х годов на селе работали свыше 2,5 млн. квалифицированных механизаторов, около 1,2 млн. специалистов с высшим и средним образованием. Напомню, что в советское время подготовкой специалистов всех рабочих профессий занималось более 4 тыс. ПТУ. Сегодня же их осталось около 1 тыс., и те отчасти перепрофилированы и больше не выпускают так востребованных на селе специалистов. Катастрофически недостаёт специалистов рабочего звена: механизаторов, доярок, скотников и др. Отсутствие кадров — серьёзный тормоз восстановления АПК.
При этом ориентир в решении рассматриваемого вопроса у нас есть — опыт подготовки и проведения программы широкой мелиорации 1965 года. Тогда Советское правительство осознавало важность кадрового вопроса. Синхронно с повышением интенсивности сельскохозяйственного производства, наукоёмкости отрасли, внедрением новейших технологий и техники принимались активные меры не только по недопущению кадрового дефицита, но и повышению квалификационных требований к специалистам.
В этих целях был увеличен приём студентов и учащихся в вузы и средние специальные учебные заведения. Были созданы все необходимые условия для подготовки и переподготовки инженеров и агрономов для мелиоративного строительства и освоения орошаемых и осушенных земель, агрономов-луговодов, культуртехников, почвоведов-мелиораторов, гидрогеологов-мелиораторов. Профильные учебные заведения были доукомплектованы зданиями, лабораториями, общежитиями и жилыми домами.
За 20 лет число студентов сельскохозяйственных специальностей было удвоено, а число учащихся средних специальных учебных заведений увеличилось в 2,5 раза. В период с 1970 по 1987 год число занятых в сельском хозяйстве специалистов с сельскохозяйственным образованием соразмерно увеличилось в 2,5 раза (с 334 тыс. человек до 833 тыс. человек). В связи с этим КПРФ считает необходимым в кратчайшие сроки восстановить разрушенную систему подготовки кадров для села, осуществлять обучение специалистов полностью за счёт средств бюджета, одновременно обеспечив их гарантированными рабочими местами. Немаловажной задачей при этом является разработка системы мер по закреплению специалистов на селе, в том числе учителей, врачей и другой сельской интеллигенции.
Четвёртый шаг — восстановить и сохранить плодородие почв.
В России 49% земель сельскохозяйственного назначения подвержено различным процессам деградации: опустыниванию (100 млн. га), водной и ветровой эрозии (65 млн. га), переувлажнению (23 млн. га), засолению (38 млн. га). Площадь оврагов превысила 900 тыс. га. Более 41 млн. га пашни выведено из севооборота и заросли бурьяном. Деградируют даже наши чернозёмы. Видимо, в правительстве забыли слова Василия Васильевича Докучаева: «Российский чернозём — благодатная почва, которая составляет коренное, ни с чем не сравнимое богатство России», а также его напутствие по рациональному использованию земель: «наше незнание истощило почву … безусловно, необходимо выработать свои сельскохозяйственные нормы, следует иметь анализы своих вод, своих земель…»
Завершившаяся в 2013 году федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России» ничем положительным не увенчалась. Наоборот, к 2013 году объёмы внесения удобрений снизились в 6—10 раз (по сравнению с 1990 годом). Количество вносимых минеральных удобрений должно быть увеличено не на 40%, а в 4—5 раз и составить к 2020 году не менее 10 млн. тонн с перспективой дальнейшего увеличения. Кроме того, при разработке комплекса мер по восстановлению почвенного плодородия не было поставлено каких-либо целей по увеличению количества вносимых органических удобрений, интенсификации известкования и гипсования, борьбе с засолением и закислением почв. Упущение названных целей из виду является существенным препятствием коренного улучшения почв.
Чтобы сохранить плодородие почв, необходимо: восстановить систему мелиорирования земель; доработать и расширить действующую государственную программу развития мелиорации, установить контрольные цифры орошаемых земель на ближайшие 5—7 лет до 6 млн. га, осушенных — до 7 млн. га; внедрить технологию капельного орошения, с этой целью построить завод по производству соответствующих систем; возродить специализированные строительные подразделения для строительства ирригационных сооружений, плавучих насосных станций; восстановить производство техники для осушения болот; сделать доступными цены на минеральные удобрения, раскислители и другие агрохимические вещества; в ближайшие годы довести объём внесения минеральных удобрений до 10 млн. тонн с перспективой дальнейшего увеличения, объём внесения органических удобрений довести до 250 млн. тонн; интенсифицировать известкование и гипсование почв; разработать целевую государственную программу введения в севооборот заброшенных пахотных земель, а также лугов и пастбищ.
Пятый шаг нацелен непосредственно на обеспечение населения качественным продовольствием.
За годы разрушительных реформ у нас в производстве осталось менее 80 млн. га посевов, из которых под зерновые и зернобобовые отведено лишь 46 млн. га. При этом валовой сбор по таким важнейшим культурам, как рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, зернобобовые культуры, составляет от 19 до 70% аналогичных показателей 1990 года.
Поголовье крупного рогатого скота сократилось на 70% по сравнению с советским периодом — всего 18,9 млн. голов против 57 млн. в 1990 году. Одних коров мы насчитывали более 20 млн. голов, а сегодня всего — 8,4 млн. Поголовье свиней по сравнению с 1990 годом сократилось более чем на 50%. При этом большая часть указанного выше поголовья числится в хозяйствах населения. На сельскохозяйственные организации приходится менее 50% голов. Учитывая это, а также известную «достоверность» статистики по хозяйствам населения, официальные данные мы не можем воспринимать иначе, как далёкие от ещё более горькой действительности.
На этом фоне Россия продолжает утрачивать производственные мощности, техническая оснащённость наших животноводческих комплексов не выдерживает критики. Особую озабоченность при этом вызывает проблема ограниченного количества ското-мест в наших животноводческих комплексах. Подтверждение тому: в 1990 году было введено в действие новых животноводческих помещений более чем на 1 млн. ското-мест для КРС, а в 2014—2015 годах — лишь 104 тыс. и 102 тыс. ското-мест соответственно.
Рассматривая вопросы продовольствия, нельзя обойти стороной проблемы производства рыбной продукции. Советский Союз обладал мощным рыболовецким флотом, развитой береговой инфраструктурой, а также соответствующей научной базой. Работали тысячи рыболовецких колхозов и артелей. К концу 1980-х годов в стране добывали около 9 млн. тонн рыбы. В настоящее время отечественный рыбопромысловый флот насчитывает всего 2320 судов. Основная масса хозяйств распалась. Производственные мощности изношены и требуют глобальной модернизации. Объёмы добычи едва достигают 4,5 млн. тонн, а объёмы выращивания рыбы (аквакультура) — 155 тыс. тонн.
Россия — вторая водная держава мира, но закупает более 26% потребляемой рыбы и рыбопродуктов за рубежом!
Для того чтобы обеспечить население качественным продовольствием, потребуется системная, последовательная реализация поставленных КПРФ задач, наиболее важными из которых являются: вернуть в севооборот заброшенные 41,5 млн. га пашни; стимулировать внедрение современных, наилучших доступных технологий в АПК; за 10 лет увеличить поголовье КРС до 40 млн. голов; ежегодно вводить в строй помещений для КРС на 1,5—2 млн. голов; восстановить племенное хозяйство, систему ведения племенного скота и малька рыбы; восстановить селекцию и первичное семеноводство сельскохозяйственных культур; строительство тепличных комбинатов поставить под государственный контроль; стимулировать обновление рыбопромыслового флота; восстановить систему рыбопитомников и развивать сеть селекционных центров.
Это, безусловно, не исчерпывающий перечень первоочередных мер государственного регулирования. Программой КПРФ определено не меньше 20 задач, нацеленных на повышение качественных и количественных показателей обеспеченности населения продовольствием.
Реализация предложенной КПРФ программы уже в среднесрочной перспективе позволит России производить 120 млн. тонн зерна, 45 млн. тонн молока, 4,1 млн. тонн мяса говядины (в убойном весе), 8,5 млн. тонн мяса свинины и птицы, а также добывать водных биоресурсов не менее 7 млн. тонн в год. При этом вклад агропромышленного комплекса в ВВП будет увеличен в 1,8 раза, а количество рабочих мест на селе увеличится на 80%.
Шестой шаг — обеспечение доступности рынка.
Для крестьянина важно не только произвести сельхозпродукцию, но и реализовать её. В советское время с этим не было проблем. Существовали государственные закупки, продкооперация и другие формы реализации.
Сегодня проблема реализации выходит на передний план. При этом трудности связаны с отсутствием у крестьянина каких-либо возможностей выйти на рынок самому, с засильем разного рода посредников и перекупщиков. Известно, что около 90% торговых сетей принадлежат иностранному бизнесу, не заинтересованному в реализации российской продукции. Кроме того, остаётся много вопросов к текущим механизмам формирования товарной наценки. Труд крестьянина в итоговой цене на товар сегодня не превышает 10%, а по отдельным видам продукции — всего лишь 6—8%.
Так не годится! В конечной цене на сельхозпродукцию доля производителя сельхозсырья должна составлять не менее 50%, остальные 50% — это переработка и торговля, как это работает сегодня в США и ЕС, как это было и в Советском Союзе. Сегодня уничтожаются отечественные магазины, рынки и потребкооперация. К концу 1980-х годов в стране было около 6 тыс. рынков. Из них осталось только 1,4 тыс. Доля товарооборота кооперативной системы сбыта сельхозпродукции составляла 27%. Сегодня она едва достигает 5%.
В связи с этим КПРФ ставит перед собой следующие задачи: вернуть крестьянам рынки в крупных промышленных центрах и городах областного значения; создать сеть оптовых рынков и организаций для продвижения отечественной продукции на рынки и в торговые сети; организовать рынки сбыта сельхозпродукции для малого и среднего предпринимательства; обязать иностранные торговые сети реализовать не менее 50% в общем объёме сельхозпродукции отечественного производства; стимулировать формирование и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов на основе членства сельскохозяйственных организаций, крестьянских хозяйств, хозяйств подворья, предприятий и организаций, обслуживающих сельскохозяйственных товаропроизводителей; ликвидировать спекулятивно-посреднические звенья между производителями сельхозпродукции и сбытовыми организациями.
Седьмой шаг — возрождение аграрной науки. Аграрная наука, российская наука в целом, сегодня серьёзно ослаблена как в организационном, так и в финансовом планах.
Существенно сокращено финансирование фундаментальных исследований. Ликвидированы научные отделения, ряд научно-исследовательских институтов и опытных станций. В целом количество государственных и некоммерческих организаций, занимающихся научными исследованиями, с 1990 года сократилось с двух до полутора тысяч, а численность научных работников уменьшилась почти на треть. Существенно сократилось число аспирантов, защитивших диссертации. При этом особую тревогу и озабоченность вызывает то, что заветное звание кандидата наук сегодня удаётся получить лишь двум из десяти аспирантов.
Но даже в таких непростых условиях нашими учёными только за последнее время были созданы 335 новых сортов сельскохозяйственных культур, 125 новых разработок в области сельхозмашиностроения.
В целях поддержки аграрной науки необходимо осуществить широкомасштабное внедрение результатов исследований, в том числе лучших сортов и гибридов зерновых и кормовых культур, пород животных, птицы, а также: восстановить системы первичного семеноводства и питомниководства; создать условия для развития сельскохозяйственного отделения РАН, приняв соответствующую программу; увеличить в 3 раза финансирование НИОКР аграрного профиля; увеличить зарплату учёным, аспирантам, профессорско-преподавательскому составу сельскохозяйственных НИИ и учебных заведений; прекратить разрушительную «оптимизацию» научных учреждений, не допускать отчуждения земель и имущества институтов и опытных станций академии.
Восьмой шаг — это воплощение в жизнь Программы социального развития села.
Ещё совсем недавно село обеспечивало занятость более 3 млн. высококвалифицированных кадров при общем количестве рабочих мест, превышающем 10 млн., активно велось строительство жилья, школ, больниц, дорог и т.д. Сегодня же русское село умирает. Селяне уезжают в города. Всего в сельском хозяйстве (с учётом личных подсобных хозяйств) занято не более 6 миллионов человек. Наблюдается острая нехватка квалифицированной рабочей силы. При том, что на селе живут 38 миллионов человек, дефицит работников массовых профессий — доярок, механизаторов — составляет более 500 тысяч. И дальнейшая тенденция катастрофическая. Из 153 тысяч деревень — 100 тысяч имеют население менее 100 человек. Люди там живут, как в XIX веке: часто нет телефонов, дороги без твёрдого покрытия, особенно весной и осенью, в распутицу не проехать, нет связи даже с районными центрами.
По причине массового закрытия сельских школ, фельдшерско-акушерских пунктов, почты многие деревни просто-напросто вымирают. Можно констатировать, что в России де-факто сложилось мелкопоселковое расселение.
Увеличив финансирование АПК до 10% расходной части федерального бюджета, нам удастся откорректировать работу ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» в целях развития инфраструктуры сельских территорий, строительства школ, детских садов, медицинских учреждений и других важнейших объектов социальной инфраструктуры во всех без исключения сельских пунктах, а также: газифицировать 100% сёл и деревень; построить новые и реконструировать старые дороги с твёрдым покрытием, системы централизованного водоснабжения и отопления; развивать экопоселения, агрогородки и т.д.; увеличить зарплату сельских тружеников до уровня средней заработной платы по экономике; оказать государственную поддержку строительству жилья в сельских поселениях и другим мероприятиям по закреплению кадров на селе.
Девятый шаг — направить на обеспечение продовольственной безопасности богатства нашего леса.
Дикоросы — наш уникальный, стратегический национальный ресурс, который потенциально может послужить не только источником пропитания, но и способствовать укреплению здоровья наших граждан. Все мы знаем, что дары леса — это кладезь витаминов, микроэлементов, полезных питательных веществ.
Для значительной части населения России, в первую очередь для жителей таёжной глубинки, коренных малочисленных народов, пищевые лесные ресурсы испокон веков являются важнейшим жизнеобеспечивающим фактором, источником средств к существованию, помогают выжить в суровых климатических условиях Сибири и Дальнего Востока России. Да и для всего нашего российского народа, в том числе для жителей средней полосы России и других регионов, немаловажны традиции сбора и заготовки лесных даров, они являются частью национальной культуры большинства народов, населяющих нашу страну. Эксплуатационные запасы только самых распространённых из них (дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и т.д.) огромны и составляют 7,4 млн. тонн, а биологические запасы — 13,4 млн. тонн.
По оценкам экспертов, запасы основных видов пищевых лесных ресурсов используются недостаточно: лесные ягоды — 3—5% эксплуатационных запасов; кедровый орех — до 8%, грибы — около 15%. В то же время годовой объём от их реализации составляет более 4 млрд. рублей. Аналогичная ситуация сложилась в области заготовки лекарственных растений. Что особенно ценно, пищевые лесные ресурсы являются возобновляемыми, что определяет значительный экспортный потенциал подотрасли. Многие виды продукции из дикоросов (кедровый орех, лесные грибы и ягоды, папоротник орляк, черемша, берёзовый сок) пользуются огромным спросом и популярностью как внутри страны, так и за рубежом. Спрос на дикоросы на зарубежных рынках постоянно растёт. По данным Федеральной таможенной службы, в наибольших объёмах экспортируются кедровые орехи (более 10—12 тыс. т), черника (до 13—15 тыс. т), брусника (3—5 тыс. т), клюква (2—3 тыс. т), папоротник-орляк (2 тыс. т) и грибы (2—3 тыс. т).
В то же время необходимо отметить, что развитию отрасли дикоросов многие годы не уделялось должного внимания, в результате чего данное направление предпринимательской деятельности находится в зачаточном состоянии в сравнении с другими отраслями экономики страны. Исправить ситуацию станет возможным с принятием целевой государственной программы освоения дикоросов, а также с разработкой наиболее эффективного и жизнеспособного правового механизма, регулирующего отрасль дикоросов, включая процедуры сбора, заготовки пищевых лесных ресурсов лесного фонда и их дальнейшей переработки.
Необходимо: восстановить систему заготконтор дикоросов; создать систему подготовки квалифицированных специалистов в сфере заготовки и переработки дикоросов; оказать государственную поддержку малому и среднему бизнесу в сфере заготовки и переработки дикоросов.
Десятым шагом является законодательное обеспечение изложенных выше мер и решений.
Коммунистическая партия Российской Федерации видит обязательным: принять закон «Об охране почв» и государственную целевую программу «Восстановление и охрана плодородия почв»; принять закон «О социальном развитии села» и государственную целевую программу «Развитие социальной сферы села до 2030 года»; внести коррективы в сторону увеличения выделяемых средств на нужды АПК в Федеральный закон «О бюджете Российской Федерации»; изменить Земельный, Лесной и Водный кодексы, а также ряд федеральных законов: «О развитии сельского хозяйства РФ», «О мелиорации земель», «О племенном животноводстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части обеспечения устойчивого развития сельских территорий; подготовить и внести в Государственную думу законопроект «О государственном регулировании цен для нужд сельского хозяйства на электроэнергию, транспорт, горюче-смазочные материалы, удобрения и средства защиты растений и животных, сельхозтехнику»; внести поправки в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», обеспечивающие государственное регулирование цен на товары первой необходимости, а также регулирование торговой наценки, обеспечивающей долю сельхозпроизводителя в конечной цене продовольственного товара не менее 50%.
Эффективность работы представленной модели развития подтверждается деятельностью предприятий, которые в той или иной мере уже давно используют эти элементы. Во-первых, конечно же, следует назвать агрохолдинг «Звениговский», на площадке которого проходит сегодняшняя конференция. Звениговский — это почти 3,5 тыс. эффективных работников, обеспечивающих производство 1,2 тыс. тонн мяса говядины, 13,8 тыс. тонн мяса свинины, 10,2 тыс. тонн колбасных изделий, почти 70 тыс. тонн комбикормов. Поголовье КРС достигло 15,8 тыс. голов, свиней — 193 тыс. голов.
Кроме того, нельзя обойти вниманием такие производства, как ЗАО «Совхоз имени Ленина», ОАО «Емельяновка», ОАО «Дашковка», ФГУП «Пойма» и ряд других. Названные производства — истинные островки социализма, из года в год демонстрирующие выдающиеся результаты даже в текущих непростых условиях функционирования экономики.
Уважаемые товарищи!
Я убеждён, что представленная программа при вашей поддержке станет той основой, которая обеспечит быстрое и эффективное решение самых сложных вопросов развития российского агропромышленного комплекса, выведет нашу отечественную продукцию на самый высокий конкурентный уровень и тем самым определит динамику восстановления продовольственной безопасности страны.