Свердловское областное отделение

Коммунистической партии Российской Федерации

Фракция КПРФ в Законодательном Собрании Свердловской области
красные в городе
ЖДЕМ ВАС В РЯДАХ БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВУЮ, СИЛЬНУЮ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ РОССИЮ - ЗА СССР!

НОВОУРАЛЬСКИЙ ПУНКТ ЗАХОРОНЕНИЯ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ (О некоторых особенностях современного российского бизнеса)

Недавно по области в целом, и по Новоуральску, в частности, снова стали распространяться слухи о том, что в городе начато строительство хранилища для отработанного ядерного топлива, в том числе для ввозимого из-за пределов региона.

10 июля в Новоуральске федеральное государственное унитарное предприятие «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» провело круглый стол «Оценка воздействия на окружающую среду при эксплуатации пункта захоронения радиоактивных доходов». Поскольку в этой сфере переход от стадии слухов к этапу проявления синдромов ядерных фобий происходит очень быстро, я счел необходимым побывать на данном мероприятии.

В результате у меня не осталось даже тех немногих экологических вопросов, которые были до этого. На самом деле ситуация выглядит следующим образом. Во-первых, никто не собирается ничего ввозить: большие по объему хранилища ОЯТ уже давно функционируют в некоторых других местах, и атомная промышленность России в этом смысле на долгие годы обеспечена. Кстати, ввоз подобных грузов из-за рубежа запрещен прямым указанием в федеральном законе, а всерьез обсуждать вариант нелегальной загрузки подобных хранилищ могут лишь окончательно выжившие из ума отставные маразматики. Во-вторых, никто не собирается хранить в Новоуральске ядерное топливо в любой форме: на самом деле пункт (именно пункт, а не хранилище; количество работающих – 7 человек) будет местом окончательного складирования отходов, соприкасавшихся с потенциально опасным производством, например спецодежды, инструментов, использовавшихся в основных цехах Уральского электрохимического комбината. В-третьих, никто ничего строить не будет, поскольку все уже давно в рамках своей хозяйственной деятельности построил вышеупомянутый комбинат.

Но зачем же тогда проводится круглый стол, а затем общественные слушания? И что это за чудо такое – ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными доходами»? Опять же все просто: вступил в силу давно принятый федеральный закон, в соответствии с которым по всей стране все операции, связанные с обращением, в том числе окончательным захоронением, всех отходов с радиоактивностью хотя бы потенциальной, переданы в ведение этого самого ФГУПа. Соответственно, переход пункта, подобного Новоуральскому, другому собственнику требует доведения необходимой информации до общественности.

На этом экологическую часть заканчиваем и переходим к части политэкономической.

Заданный мною на круглом столе вопрос выбил всех представителей Росатома из заранее заготовленной колеи. Звучал он так: «Почему за размещение отходов Новоуральского комбината на Новоуральской земле силами жителей Новоуральска с определенным (хотя и небольшим) риском для города Новоуральска комбинат вынужден платить фирме из Москвы?» Действительно, УЭХК за счет собственных средств построил этот пункт, насколько я понял, уже сгружает в него свои отходы, а теперь вынужден не просто отдать свою собственность, но еще и платить московскому дяде за те же самые действия. Платить придется около 65 миллионов рублей в год, то есть (с учетом экономии на фонде заработной платы из-за перевода обслуживающего персонала пункта в ФГУП, вывода этих платежей из облагаемой базы по налогу на прибыль и т.д.) комбинат будет терять около 40 миллионов рублей в год. А ведь эти средства теоретически могли уйти на повышение зарплаты или социальные программы! Что же касается компенсации комбинату средств, вложенных в строительство пункта, то оценку будет делать комиссия Росатома (то есть комиссия из Москвы). Честное слово, никто не удивится, если выяснится, что комбинат за свою собственность будет должен доплатить ФГУПу!

Следует выделить две составляющих имеющейся проблемы.

Во-первых, следует в очередной раз восхититься и возмутиться удивительным умением вождей либеральных сил типа Чубайса и Кириенко создавать так называемый «бизнес» из ничего, то есть попросту обирать регионы и население России. Вспомним, например, как Чубайс «реформировал» энергосистему, искусственно разделив генерацию и сбыт, создав гарантированных поставщиков и накачав других посредников, гордо именующих себя бизнесменами и специалистами. Вспомним, например, как либералы продавили Жилищный Кодекс, легализовав целую рать никому, кроме бизнесменов и бюрократов, ненужных управляющих компаний. Теперь Кириенко (в настоящее время – руководитель Госкорпорации «Росатом») придумал национального оператора, который будет получать с предприятий, реально занятых потенциально опасной деятельностью с атомом, свою маржу за «общее руководство». Любимая ситуация для нынешнего поколения «деловых людей»: риски и ответственность – на местах, деньги и права – в Москве.

Кстати, как могло получиться, что фракция КПРФ в Государственной Думе РФ поддержала такой закон? Не пора ли товарищам Дорохину и Езерскому заняться вопросами городов, связанных с атомной промышленностью, и выработать способы их законодательной поддержки?

А то господа и дамы из Москвы попробовали порассказывать нам сказки о создании в Росатоме рабочей группы по разработке законопроектов об оставлении части налогов в закрытых административно-территориальных образованиях, о предложениях общественного совета госкорпорации по поводу введения льготной 30-километровой зоны вокруг АЭС и других потенциально опасных объектов. Пришлось напомнить, что пока в Минфине господствуют клевреты Кудрина, ситуация с централизацией налогов может только уменьшаться, а по поводу 30-километровой зоны им вообще надо быть поосторожнее – могу ошибаться, но вроде бы именно правительство Кириенко перед самым дефолтом эту льготу, существовавшую с советских времен отменило.

Во-вторых, надо понимать, что вакханалия по ограблению Москвой регионов и муниципалитетов продолжается. Внутри же областей происходит аналогичный процесс: путем бюджетного перераспределения искусственно накачиваются региональные центры; тихой сапой идет заявленный Президентом РФ Д.А.Медведевым процесс формирования и сохранения на территории России 20 мегаполисов за счет малых городов и сельских районов.

При таких обстоятельствах нашей партии следует очень щепетильно позиционировать свой протест. Представляется неверным персонификация образа врага в губернаторе Куйвашеве, как это предлагают некоторые коммунисты - депутаты; он является таким же элементом выстраивавшейся в течение более чем 20 лет системы, как и мэры Носов и Ройзман, сити-менеджер Якоб, президент Башкирии Хамитов, Президент РФ Путин, партия «Единая Россия». Наша задача – бороться всеми допустимыми и доступными для нас способами именно с системой, которую мы считаем антинародной, а не с отдельной личностью. Иначе рано или поздно в общественном сознании мы из партии, отстаивающей интересы так или иначе угнетаемых слоев населения, превратимся в управляемую некими, особо не скрывающимися кукловодами.

Почтовый адрес: 620142, г. Екатеринбург, ул. Машинная, д. 3а, Свердловское областное отделение КПРФ
Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Машинная, 3а
Телефон и факс: +7 (343) 286-62-13, 286-62-14
Почта: