Будучи президентом, Дмитрий Медведев объявил инновационную модернизацию. Владимир Путин, снова став главой, провозгласил курс на новую индустриализацию. Губернатор области Евгений Куйвашев в своем отчете перед парламентариями доложил о создании индустриальных зон. Предвыборные агитки кандидатов-чиновников обещают жителям опорного края державы возрождение Уралмаша.
В свое время в России был так называемый «красный пояс» - регионы, где губернаторами и мэрами были директора бывших советских предприятий – красные директора. Граждане этих промышленных регионов, видя творимую «демократическим» правительством разруху, преимущественно отдавали голоса КПРФ. В 90-е красные выступали против режима Ельцина и получили от ангажированных СМИ ярлык «красно-коричневые». Однако в середине нулевых «красный пояс» исчез. Связанно это было с данной путинской властью гарантией промышленного подъема. Условия поставлены были жестко: отвернуться от коммунистов, присягнуть на верность путинизму и обеспечить поддержку «Единой России».
Прошло уже почти десятилетие. «Единая Россия» получила свои голоса. Обещания технической модернизации и новой индустриализации мы слышим до сих пор. Причем в это же самое время заводы, принадлежащие олигархам, свертывают производство, рабочие выкидываются на улицы. Когда депутаты-коммунисты в ЗССО упомянули об этом губернатору, тот обвинил КПРФ во лжи.
Коммунисты призывают бывших директоров свердловских предприятий провести съезд, поделиться информацией, с целью прорвать информационную блокаду.
О том, кто лжет – коммунисты или власть - "Свердловская правда" беседует с генеральным директором УТМЗ в 1984-1990 гг., одним из немногих красных директоров, не поверивших в обещалки властей, Сергеем Борисовым.
- На прошедшей Первомайской демонстрации нам сообщили, что на «турбинке» грядут сокращения. В СМИ подобной информации не обнаружено.
- Завод прекращает отливку картеров (основная несущая деталь дизельного двигателя – ред.). Больше двухсот рабочих получили уведомление о сокращении. Я был у Валерия Соколова (председатель профкома завода, член политсовета ЕдРа – ред.), спрашиваю, как что? Он – вы только проснулись что ли? Уже год как вопрос дебатируется. Помощники хозяина – Виктора Вексельберга, подготовили все бумаги уже давно и так хорошо, что профсоюз не мог им отказать в сокращении рабочих.
- Думаю, ангажированный профсоюз даже и не пытался. Завод производит двигатели, но прекращает создавать основную деталь двигателя? Что за «инновация»?
- В 86-ом году к нам приехали немцы. Они были поражены качеством нашего дизеля, сделанного по особой разработке главного конструктора Юрия Васильева. Хотели заключить контракт – бартерную сделку. Фирма «MAN» нам все, что хотим, а мы им двигатели. Немецкие грузовики хотели ездить с нашими двигателями. Однако министерство запретило нам заключать договор. А сегодня наши производственники такими сделками гордятся. Мы наладили собственное производство и выпускали продукт самого высокого качества.
Наше литье самого высокого качества по двум причинам: уральский чугун, в составе которого множество редкоземельных элементов, и отличные формовочные смеси. Отливка сложная. Технология разработана нами и считалась больше никому недоступной.
Хозяева Уральского дизельно-моторного завода братья Пумпянские ориентируются на Китай. Технологию отливки продали китайцам, и я не понимаю, как они решились купить, ведь в Китае нет материала для качественной отливки?
Так вот – Турбомоторный завод сворачивает собственное производство картеров и будет покупать его у китайцев!
- Мы отдали технологию производства картеров Китаю, чтобы самим перестать делать основную деталь мотора, уволить русских рабочих, а потом у китайцев же покупать картеры?
- Да. В цену товара включена уникальная отливка, плюс пошлина, тариф. Завод получает прибыль, развивает производство, расширяется. Собственно индустриализация. А у нас получается, заграничный продукт дешевле, чем вклад в отливку! Покупаем заграничные основные детали.
Олигархи стремятся свернуть производство вообще. Они работают не на производство в стране, а на свои схемы. Рабочих на улицу. Но когда рабочих выкидывают, они пикетируют, митингуют, объявляют голодовки и перекрывают федеральные трассы. Это наносит урон рейтингу власти, поэтому чиновники встречаются с олигархами, дают им деньги, чтобы те как-то держали производства на плаву, чтобы рабочие не понижали рейтинги правящей партии. Олигархи жалуются на нерентабельность и убыточность производства. Однако они сами своими делами уничтожают производство под сказки про «эффективных менеджеров».
- Сколько дизельный завод производит двигателей?
- По плану 2500 двигателей в год. Это требуется для транспорта – тепловозов, карьерных самосвалов, тракторов, грузовиков. Для речного транспорта. Затем экспорт.
Потенциал развития огромен. Потребность колоссальная.
- Сколько рабочих всего работает на «турбинке»?
- Около 4000 человек. Раньше, при Советах – 14 500. «Турбинку» развалили по трем направлениям. Город вырвал ТЭЦ. Вексельбергу отдали турбинное производство (Уральский турбинный завод), а Пумпянским – моторное (Уральский дизельно-моторный завод). Вот на всех трех направлениях и работает в целом 4000 рабочих.
Уралмаш также развален. Из 75 000 человек, работает 6 000. Машиностроение – это хребет промышленности. Так говорил товарищ Сталин и это знают все руководители государств, кто работает на развитие своих стран. Наши руководители этот хребет уничтожили и ликвидируют то, что осталось.
- За счет чего же обогащается уральская олигархия?
- Как нас учили? Делаем товар. Сначала цена должна быть демпинговой, а по мере устранения конкуренции, цена взвинчивается в 5-6 раз. Наращивается производство. Когда продукция устаревает, опять новый товар и демпинг…
Китай так и делает. Поэтому и развивается. Все так делают, что хочет развития собственного производства.
У нас же олигарх не заинтересован в развитии производства и в долгосрочных вкладах. Он заинтересован в быстрой временной сверхприбыли. В нашем случае Пумпанские перестают вкладывать в литье картеров. Производство свертывают, рабочих выгоняют. За эти сэкономленные деньги покупаются китайские дешевые детали. А цена дизеля, который продается государству, остается прежней. Разница идет в карман олигарха. Это временная прибыль. Будущее предприятия убивается, ведь при отсутствии собственного производства, когда товар устареет, и мы не сможем создать новый - нас попросту проглотят китайцы. Олигарх же просто обогащается, ему выгодно делать так, как совершенно не выгодно отечественному производству вообще.
- Совсем не похоже на «опорный край державы».
- Я бы посмеялся, если не было бы так грустно. В газете «Свердловская правда» лет пять назад была опубликована моя статья «Был опорный, стал позорный». Из названия все ясно.
- Слова высших чиновников России, области и Екатеринбурга об индустриальных зонах и промышленном возрождении, защите человека труда и увеличении рабочих мест – лапша на уши? Недавно Изборгский клуб проводил круглые столы с Холманских, Козициным и Куйвашевым. Александр Проханов, редактор «Завтра» - газеты, где вроде бы звучит голос русской патриотической общественности, шлет дифирамбы нашим руководителям, рукоплещет путинизму и провозглашает промышленный рывок. Это такая кремлевская пиар-акция, или они вообще не отражают действительности?
- Проханов треплется. Его привезли на «турбинку» и вместо встречи с простыми рабочими привели к руководителям, которые конечно ему в уши залили, как все хорошо и замечательно, как тут олигархи заботятся о рабочих и производстве. Он уехал, в газете написал так, как ему набрехали, а рабочих на улицу, производство китайцам, деньги олигархам, на страну наплевать. Бессовестный обман.
Недавно пришел на турбинный завод Андрей Доброхотов (замгендиректора «Финпроматома», член РСПП – ред.), как представитель экспертного института минпромторга. Хотел познакомиться с возможностью производства газовых турбин. Так ему прямо сказали, что турбинный завод не может производить такие турбины.
Новый директор завода Игорь Сорочан закрыл в сентябре прошлого года производство газовых турбин, разогнал конструкторов. Цех ликвидировали, станки сорвали. Знающие люди ушли. Теперь работают только над паровыми турбинами.
А зачем приезжал из Москвы Доброхотов? Потому что появился огромный запрос на газовые турбины. И «опорный край» их не даст. Будут покупать за границей.
- Понятно. Развал. Разруха. Деиндустриализация. Деградация. Что делать?
- Дело в том, что хозяевами предприятий являются безголовые люди, которые хотят быстро заработать, а после хоть потоп. Зачем им отдавали эти предприятия и до сих пор защищают этих жирных котов, если им выгодно только уничтожать производства? Затем, что у власти стоят лоббисты олигархии. Здесь с одной стороны всем должно быть понятно, что нужно менять кадры во власти, а с другой я предложил схему создания народных предприятий. Народные предприятия распространены в США, Европе, Латинской Америке, Японии. В отличие от акционерного общества, собственником народного предприятия является весь коллектив, каждый работник имеет голос. Закон любой демократической страны это позволяет и России тоже.
- Кажется невозможным.
- По закону возможно. В тех странах, где правительства подчиняются законам - эти процессы давно идут.
Коммунисты Кировского райкома Екатеринбурга разработали механизм создания народного предприятия с моей помощью. Их кандидаты на прошлых выборах шли с программой помощи рабочим… не какой-то подачки, а с организацией помощи рабочим, чтобы рабочие сами взяли производство в свои руки. Но их агитаторов на метр к проходным не подпускают. Боятся пуще огня. Государство на стороне олигархов, оно и не национализирует предприятия и не отдает их в рабочие руки. Работает на карман богатеям. Поэтому отбирать у олигархов нужно не только предприятия – средства производства, но и орудие их господства – государство.
Ничего невозможного. Как говорил один известный революционер – будьте реалистами, требуйте невозможного!
Беседовал Роман Зыков